Богдан Булычев и Владлена Бобровская. Об экспедиции «Полюс холода» из первых уст руководителя и координатора проекта.

Faces
Лица города

Еще в феврале автомобильная экспедиция «Полюс холода» стартовала из Иркутска, посетила полюса холода Оймякон и Верхоянск, после чего достигла Заполярья: порта Тикси. А затем проделала путь обратно и подошла к своему логическому завершению. Как это было, какие приключения, трудности и эмоции встретили на своем пути участники, рассказали руководитель экспедиции Богдан Булычев и его главный помощник и координатор Влада Бобровская.

Расскажи про то, как родилась твоя страсть к путешествиям и о своей первой экспедиции, без которой вторая – Арктическая — точно бы не состоялась.

Предыдущая экспедиция у нас была посвящена 170-летию Русского Географического общества.
Я приехал сюда защищать свой диплом. У меня авиационное образование, тема моего диплома была: «Развитие самого бесперспективного аэропорта России». Мне выпал город Ярославль, так я оказался здесь проходить практику, после чего написал диплом и директор предложил мне остаться здесь поработать. Я согласился.
Три года пролетели незаметно, но не было никаких особо ярких моментов. Да, было много опыта, связанного с авиацией, тогда я уже стал коммерческим директором. Но если бы я продолжал жить в том русле, этих моментов в моей бы не прибавилось. В какой-то момент я принял решение, что нужно что-то поменять, ушел из аэропорта, открыл свой бизнес, затем второй.
Одним из них стал федеральный журнал NEWJet, который на сегодняшний день охватил 40 регионов России. Несмотря на то, что я был и владельцем этого бизнеса, и главным редактором, у меня было очень много свободного времени. Поэтому спонтанно возникла идея о путешествии.

IMG_6525

Когда и как это было?

Мы сидели спокойно дома с Владой, я говорю:«Слушай, поехали путешествовать на мотоцикле по Южной Америке!» Я, как и многие, посмотрел фильм про молодого Че Гевару о том, как он отправился со своим другом путешествовать по Аргентине, и мечтал осуществить что-то подобное.
В какой-то момент я подумал, что Аргентина находится далеко, нужно выбрать что-нибудь поближе. Поэтому я предложил сначала проехаться по России и посетить 2 интересных города: Санкт-Петербург и Магадан. В Магадане я родился и жил до 11 класса, а после 11 класса формировался как личность в Питере, уехал туда и учился до момента, пока не приехал в Ярославль. Эти 2 города для меня очень значимые. К тому же, они находятся на одной широте: на 59 параллели северной широты.
Сначала мы решили ехать на мотоциклах, но поймали себя на мысли, что не каждый день такое бывает, нужно привлечь людей, которые все это будут снимать на видео и фотографировать. Нужно поделиться впечатлениями! А так как у операторов много техники и им просто необходимо было ехать на машине, а скорости движения у машины и мотоцикла разные, решили выбрать один вид транспорта: авто. Так родилась автомобильная экспедиция «59 широта. Открой неизведанную Россию. От Питера до Магадана», посвященная 170-летию Русского Географического общества.
Через 2 месяца мы уже сидели на пресс-конференции в Питере и отправлялись в экспедицию. Позже к нам подключились ярославцы и еще много людей. Всего в экспедиции приняли участие 30 человек. Она стала масштабной.
Буквально 1 апреля мы закончили работы все по фильму, он уехал в Канны,и ориентировочно в мае мы запустим его на большие экраны.

IMG_6474

Когда возникла мысль о проведении второй, более экстремальной, местами суровой экспедиции?

Еще в 59 широте мы поймали себя на мысли, что самое красиво место, которое мы видели, – это север: Байкал, Красноярский край, Республика Саха — Якутия, Магаданская область. И очень хотелось проехать по этим регионам именно зимой.

Ты был во всех этих местах раньше?

Я жил в Магадане. Посмотрите на расположение города Оймякон– это полюс холода, самая холодная точка в северном полушарии;от него мой город расположен примерно в 300 км. Поэтому температура в минус 52 градуса для меня была знакома, я жил в таких условия. Перед экспедицией рассказывал об этом ребятам, а уже потом в поездке,они этот холод ощутили на себе. Прочувствовали даже на трюке с кипятком.

DSC_7979

Что за трюк с кипятком?

Кипяток при минус 35 и ниже превращается в пар. Такая вот реакция.
Когда на улице холодно, ты дышишь паром, а если закрываешь глаза больше, чем на пару секунд, у тебя слипаются ресницы ото льда и снять его можно только пальцами.Было много подобных «ледяных» историй, ребята все это пробовали и кайфовали. Ради таких испытаний мы на север и поехали.

DSC_9409

Какая у вас была цель поездки?

Первая и самая важная:сделать популярным внутренний туризм, причем непросто внутренний, а именно зимний.
Все мы знаем политическую ситуацию в мире, что у нас все закрыли и никуда нельзя, а цены высокие. Поэтому мы решили дать развернуться внутреннему туризму. А он, оказывается, вполне в отличном состоянии!Те регионы, где на первый взгляд ничего нет, на самом деле имеют очень хороший сервис. А республика Саха-Якутия меня удивила больше всего. Я ожидал крутого сервиса от Байкала, и он там есть, но какой-то он попсовый. А в Якутии так просто вагон всего: от каких-то собачьих упряжек до оленьих туров. Все, о чем только можно подумать, там есть.

Как вы изучали точки, на которых останавливались. Достигли пункта, приехали в город, что дальше? Насколько я знаю, жили вы в условиях диких, совсем не отельных. Информация о сервисе рушит представления многих, о том, что вы жили и спали в машинах.

Откуда у тебя столько сведений о сервисе?
Мы действительно спали в машинах, но тем не менее примерно раз в 6-7 дней останавливались в гостинице для того, чтобы принять душ. Все-таки у нас были девушки. Поэтому нужно было заезжать в отели. Там и изучали сервис.
И пришли к выводу, что в гостиницах все на высоком уровне и вокруг все очень обходительны. Мы у себя в центральных регионах России постоянно говорим о том, что нам нужен сервис и он у нас сильно хромает, на севере такого нет. Северные народы делают все душевно. И это не просто британский чопорный сервис, он у них британский с русским акцентом.
А вот жили мы действительно в машинах по 2 человека, в них мы мылись, в них мы кушали, в них спали и даже стирали вещи.

IMG_6692

Это настолько автомобили были оборудованные, что в них даже можно было вещи стирать?

Автомобили абсолютно стандартные из автосалона. Из дополнительного оборудования у меня были несколько вещей.
Это игрушка «Якутяночка», которую вырезали из меха. Мне ее подарила женщина, подписанная на меня в инстаграм, которая и пообещала, что она будет приносить удачу. Мы повесили ее на зеркальце, и она действительно приносила нам удачу! Картонка от коробки, которой мы закрыли решетку радиатора, чтобы не выдувало холодным воздухом во время движения. И специальное автомобильное одеяло, которое закрывает двигатель и не дает машине остывать. Это был весь наш тюнинг.
Для готовки у нас были обычные горелки, типа ДжетБойли,и кастрюльки, а готовили все на подлокотнике. Перед сном мы раскладывали сидения, получалась ровная кровать, на которой можно было спать. А стирка – это отдельная история.
У нас было несколько комплектов термобелья, мы меняли его перед сном, протирали себя всего влажной салфеткой (это называется «ты помылся!»), надевали, а это грязное выкидывали за окно и зажимали его стеклом автомобиля, чтобы оно не улетело. На морозе белье вымораживалось.Когда температура ниже 50, убиваются все бактерии. И с утра мы его забирали, оно пахло морозной свежестью. После этого мы раскладывали его в салоне, за день оно приходило в себя, и можно было снова надевать. Вечером мы делали точно такой же change и так по кругу до того момента, пока не доезжаешь в какую-нибудь цивилизация и не закидываешь все комплекты вместе с собой в стиральную машину.

DSC_9302

Влада, а тебе как такой образ жизни, как девушке?

Влада: На самом деле я уже привыкла. У меня подобный опыт был в 59 широте. Правда, там были палатки, в них, конечно, и в летних условиях спать удобнее, чем в автомобиле. Поэтому, что касается сложностей, для девушки они такие же, как сложности для мужчин. Мы быстро адаптировались. Девочки наоборот более стрессоустойчивы, в каких-то экстремальных условиях мы можем быстрее адаптироваться и вести себя более спокойно и адекватно (смеется).

DSC_0252

Как вы готовились к Арктической экспедиции: морально и физически? У вас наверняка был какой-то период подготовки за несколько месяцев до ее начала. Что нужно, чтобы реализовать экспедицию?

Самая основная подготовка – это всегда психологическая. Физическая – если будут какие-то серьезные нагрузки. Но больше всего психологически нужно быть готовым к тому, что месяц-два нужно ехать в замкнутом пространстве.
Вторая сложность — это морозы. Эта тема всех волновала, все боялись замерзнуть. Мы не глушили машины ни разу за всю нашу поездку, потому что если машину заглушить, она не заведется.
Влада: В Оймяконе мы решили все-таки проверить, на что способны бензиновые автомобили, дизель у нас работал весь день, а в Оймяконе при минус 45 мы заглушили машины. Ничего страшного не произошло, завелись с первого раза. Но в этот момент мы, конечно, не спали в машине, а вот яблоки и вода этой ночью у нас замерзли намертво.
Богдан: Что касается холода, важно подготовиться к нему и очень тепло одеться. У нас была очень хорошая одежда, крутой партнер, это российский бренд – компания «Севера». Они нам предоставили полностью всю амуницию. Куртки выдерживали минус 50. Можно было в такой мороз упасть в сугроб и не замерзнуть. В этом пуховике можно подниматься на Эверест, он очень легкий. А вот машины у нас были обычные, которые очень хорошо себя показали. За исключением некоторых моментов, например, если очень сильно прислониться к стеклу, можно отморозить щеку.
Влада: Было тяжело физически, потому что мы постоянно сидели и были ограничены в движении, поэтому на всех остановках выходили отжиматься, приседать, постоять в планке.
Богдан: Я медитировал! (смеется)

IMG_6681

Экспедиция не может быть реализована без какой-то поддержки. За счет каких средств она осуществляется? Что еще нужно, чтобы экспедиция состоялась, кроме желания и десятка добровольцев?

Богдан: Все-таки самое главное – желание! А второе, что идет после желания, – это инициатива. Желание нужно реализовывать.
Второе – конечно нужны партнеры. Благодаря им мы реализовываем какие-то интересные, даже сумасшедшие проекты. Взамен наши партнеры получают частичку своего участия. Например, для авто-партнера это хороший тест автомобилей в тяжелых условиях. Мы были на Полюсе холода – на самой холодной точке северного полушария, машины этот тест прошли. Например, генеральным партнером были «Рексона», если бы не эти ребята, я думаю, ничего бы не получилось…
Влада: Может и получилось бы, но было бы гораздо сложнее и не так масштабно. Они взяли на себя львиную долю наших затрат.
Богдан: Одно дело, когда ты едешь в экспедицию семьей на одной машине, но когда едет определенная компания, в нашем случае 15 человек, каждому нужно покушать и долететь, как минимум. Все были на разных условиях обеспечения, у кого-то это было и проживание и питание, кто-то был без билетов. Условия были разные, но большая часть затрат ложилась на наши плечи. И без партнеров это было сделать нереально.

IMG_6552

Каким образом определяется группа, которая едет с вами, и как формируется маршрут?

Влада: Маршрут разрабатывает Богдан. А вот что касается участников экспедиции: самое важное КПД. Мы набираем людей, которые несут определенную пользу. Если это фотограф – он фотографирует, если видеограф – он делает фильм, координатор – координирует, руководитель – руководит.Поэтому важно не просто ехать, а ехать с какой-то пользой и целью.
Богдан: Руководитель тоже фотографирует и снимает видео! (смеется)
А маршрут строится следующим образом: я придумываю сначала самую сложную точку в маршруте, до которой нужно доехать и откуда нужно еще выехать, потому что одно дело — доехать, другое –вернуться.
Когда мы приехали в Тикси, большая часть ребят улетела из Тикси, а у нас еще был путь обратно.
Было это связано со следующим: Сергей Доля боялся, что может не успеть, у него были другие запланированные поездки. И когда мы ехали туда, у нас смещался график: та, где мы должны были проехать за день, мы ехали 2, а то и 3 дня. И наоборот. Зимник очень непредсказуем. Это даже не дорога с пробками, это просто тундра, лед и снег. Перед тобой может появиться скала или сугроб, который не объехать, и приходится делать большой круг. И когда по ровной дороге мы могли проезжать и 900 км за день, то по таким экстремальным участкам мы, порой, больше 130 км не проезжали.
В итоге после достижения Тикси улетает Доля, съемочная группа телеканала Авто Плюс, телеканал Россия. Сергей улетел, как и планировал заранее. Он боялся, что не успеет назад. И телеканал Автплюс и Россия приняли решение уехать только по той причине, что мы все отсняли и наш обратный путь был по той же самой дороге. Снимать тоже самое не было смысла.
Нам было даже легче, потому что на определенном этапе топливо нам вез военный вездеход и ребята спали в этом вездеходе. Но ехали в машинах мы по 3-4 человека. Мы уезжали на машинах быстрее, когда начинало темнеть, мы останавливались, разбивали лагерь. 5-6 часов мы ждали вездеход, все это время мы не могли лечь спать, потому что ребята сидели на задних сидениях. Никому выйти нельзя, потому что на улице холодно, все просто сидели в машине. Благо, у нас была спутниковая тарелка, которую мы поднимали и пользовались интернетом, но спать очень сильно хотелось. И когда через 5 часов приезжал вездеход, ребята уходили туда, а мы за 5 секунд ложились спать уже все измученные. Когда же мы ехали назад, многие улетели. Мы разбились по 2 человека в машины, было очень удобно. Куда бы мы ни приехали, сразу раскладывались и ложились спать. Позже приезжала наша заправка, заправляла нас с утра. Опять уезжала вперед, мы ее обгоняли, приезжали в какую-то точку. Это было гораздо удобнее.
Поэтому было принято решение, что часть команды улетит, и я считаю, что это было абсолютно адекватное решение. Оно нам сэкономило, как минимум, неделю по времени на обратном пути.

DSC_3497DSC_3116

Расскажи о тех самых ярких моментах, самых запоминающихся и красивых точках всего путешествия. От чего крышу сносило?

Богдан: Я расскажу про сложные маршруты, от которых мне сносило крышу, а Влада про красивые.
Влада: Это одно и тоже. Самое сложное – самое красивое.
Богдан: Расскажу про Байкал. Мы приехали на озеро Байкал, заехали к нашему старому другу Сергею Звонарю. Мы с ним познакомились в 59 широте и в этот раз уже ехали к нему, как к другу.
Возвращаясь от Сергея, услышали от него совет, что можно проехать по льду. Нам нужно было в Устькуд.
На что он сказал, что можно проехать по льду, лед крепкий, но есть одно маленькое «НО»: выпал снег, была очень сильная пурга, следы замело, было ровное поле и дороги не было видно. Но он обещал показать, как и куда ехать. Думали полночи и приняли решение ехать. И мы поехали по люду Байкала от Ольхона до Северобайкальска. Мы проехали весь Байкал. Для этого обычно делаются отдельные экспедиции. И вот для меня это был один из самых ярких моментов, расскажу по какой причине.
Нам рассказали все о том, какими бывают трещины, как можно провалиться в эти трещины. Пока мы ехали, увидели свежую полынью с цветочками, куда только недавно провалилась машина. И зная все это, было страшно. И красиво, и страшно. И я в первый раз тогда всем сказал, чтобы расстегнули ремни безопасности. Мы разблокировали все двери в машинах, чтобы в случае чего быстро открыть и выпрыгнуть наружу, потому что даже если что-то случится, пара секунд есть, пока машина уходит под воду.
Ехали в напряжении, смотрели на эти трещины, этот лед. Первое время было очень тяжело, мы менялись машинами. И только когда вторая машина выезжала вперед, мы расслаблялись. И так периодически снова менялись.
Мы ехали 2 дня по Байкалу, и во вторую ночь я услышал, как он звучит. Этот хруст льда настолько завораживает, это как будто гул от камней под водой. Звук переливался разными тонами — от мелких звуков до гигантских разрывов. Ночью этот звук был особенным.
Мы выходили из машин, чтобы слушать этот гул и смотреть на зеленые горы от северного сияния. Это был самый запоминающийся момент.
Еще, конечно, запомнился зимник и всякие вкусности, которые мы ели, передвигаясь по всему маршруту: строганина из рыбы и из оленины, варенье из морошки, голубики, какие-то оленьи языки. Чего только не было. Вот это, конечно, все очень вкусно.

DSC_3029DSC_2943

Влада, расскажи, каким было северное сияние?

Для меня это была заветная цель и мечта. Всегда хотела увидеть северное сияние. Первый раз, когда мы его увидели, к нам подошел Ваня-фотограф, он специалист по съемкам северного сияния. У него даже есть специальная программа, которая выявляет вспышки на солнце. Когда мы въехали в Арктику за полярный круг, Ваня подошел к нашей машине, постучал в окно, задал несколько рядовых вопросов по поводу того, когда мы встаем. И между делом произнес: «Ну, если вам интересно, там северное сияние пылает».
Мы просто пулей выбежали из машин, чтобы увидеть это волшебство. Северное сияние, как пламя зеленого цвета,играло и переливалось. Это было невероятно!

DSC_9781

Мы все знаем, что в путешествии у вас произошло еще одно классное событие. Ты сделал предложение своей девушке. Вот скажи, почему на море Лаптевых? Почему не у себя на родине в Магадане во время 59 широты или не в Оймяконе?

Богдан: Ты специально под эту медленную романтичную музыку решила вопрос задать? (смеется).
В Магадане у себя на родине я, наверное, еще не был готов. Хотел это сделать на Полюсе Холода, в самой холодной точке Северного Полушария и даже готовил слова, хотел сказать что-то типа: «Если даже здесь, где самая холодная температура на планете, мое сердце до сих пор теплое и пылает к тебе любовью, то ты та самая, и я хочу, чтобы ты стала моей женой!» Но…почему-то там мне не захотелось этого сказать. Мы очень много снимали, нужно было снять эпизоды для фильма, была суета. 15 человек бегали вокруг, всех нужно направить. Это было тяжело. Если бы я был просто водителем, я бы не парился. Спокойно бы отошел и сделал предложение. А тут я постоянно что-то делал, был в центре внимания.
Тогда я подумал: сделаю предложение в Тикси. В Тикси опять суета, ребятам нужно уезжать, опять не до этого.
Когда мы ехали назад по морю Лаптевых, я вдохновился шикарнейшим северным сиянием, которое мы там застали. Вышел на улицу, подхожу к Владе и слышу: «Я пойду сейчас сделаю планочку!» Я говорю: «Остановись на секунду! Подожди.» Она: «Ну, я планочку…». Я говорю: «Влад, просто замри и послушай». И я ей сказал уже какие-то другие слова, именно те, которые мне хотелось сказать в тот момент, и попросил: «Будь моей женой!». И я прекрасно понимал, что если она скажет нет, я просто оставлю ее в Арктике. У нее не было другого варианта. Она сказала: «Да, конечно! Только вывези меня отсюда!» (смеются).
Многие девушки мечтают, чтобы парень сделал предложение на море, я и сделал на море, на Южном побережье моря Лаптевых. Все сошлось.

DSC_3781

Экспедиция прошла, у вас готовится второй фильм, который мы увидим позже. Что дальше? Когда следующая экспедиция, и какой она будет?

Мы сделаем мероприятие в этом месяце. Покажем фотографии, покажем видео, чтобы это было все наглядно. Тебя тоже приглашаем со всей вашей бандой, приходите! И мы презентуем новую экспедицию. Тебе эксклюзивно говорю, что за проект: это будет экспедиция в Тибет. Мы планируем выехать из Ярославля в Тибет, проехать через Волгоград до Астрахани, проехать через наши братские республики. В общей сложности у нас будет 7 стран, это будет уже международная экспедиция: мы проедем по 3 самым массивным горным системам мира: Памир, Тянь-Шань и Гималаи. Проедем по границе с Афганистаном – 500 км, посетим озеро Баскунчак, Солончаки, пустыни. У нас будут каньоны, въедем в Китай, проедем по Китаю и, самое главное, посетим Тибет. И даже доедем до базового лагеря Эвереста. Проедем священную гору Кайлас практически вокруг и вернемся назад через Казахстан, Монголию, горный Алтай. Заедем на Байкал еще раз, потому что там просто кайфово, и вернемся через Урал сюда в Ярославль.

Влада, ты уже говорила о том, что каждый член экспедиции имеет какую-то ценность. А вы принимаете добровольцев?

Влада: журналистов да,особенно, если они вкусно готовят (смеется).

IMG_6701

Отлично, еду! А если о других? Какими навыками должен обладать человек, чтобы поехать с вами?

Влада: Должен быть КПД. Место в машине ограничено, и если мы поедем на одной, люди будут сидеть еще и на задних сидениях, и мы не будем спать в машинах, то летом это будет максимум 4 человека. Брать всех просто не получится, либо они должны быть на своей машине. К тому же это дополнительные затраты на еду и проживание, а главное, нужно нести ответственность за человека.
Богдан: Но есть и другая сторона медали. Мы можем брать людей, для этого нужно заходить к нам на аккаунт и писать письма, просто писать, как это делают сотни обычных людей. Очень много желающих фотографов, видеографов, журналистов, блоггеров. На самом деле в этой экспедиции у нас было несколько человек, они не были ни видеографами, ни фотографами, но они поехали. Главное желание! Пишите нам! Если у нас будет такая возможность, и вы будете подходить нам по 2 составляющим: нести какую-то пользу, и быть стрессоустойчивым, мы вас возьмем. И главное, нужно наслаждаться экспедицией здесь и сейчас! Нужно работать и получать удовольствие от каждого момента!
Очень хорошо сказала Влада по этому поводу: нужно воспринимать ситуацию такой, какая она есть, а выводы делайте потом. Кайфуйте от всего. Вроде дождь и вроде мокро ногам, но когда вы еще погуляете по полю на Байкале при звездном небе. Или когда вы еще увидите рассвет на Ленских столбах, когда внизу гуляют дикие кони, а между вами течет горная река.
Это просто незабываемо! Об этом можно рассказывать постоянно, но на тот момент многие этого не ценили, послевкусие всегда приходит чуть позже.
Несмотря на то, что это экспедиция, у которой есть цель, несмотря на планы и то, что это все-таки работа, – это самая прекрасная работа, которую я делаю с удовольствием. И каждое утро, просыпаясь в разных точках планеты, я думаю: «Какая же у меня крутая работа!»
Поэтому желаю всем, чтобы у каждого была своя любимая работа! И тогда все будет круто!

IMG_6757

    Автор: Екатерина Тувина
    Фото: Сергей Доля, Иван Дементиевский, Богдан Булычёв, Евгения Бубякина

Один комментарий к "Богдан Булычев и Владлена Бобровская. Об экспедиции «Полюс холода» из первых уст руководителя и координатора проекта."

  1. […] «Полюс холода». Не так давно по итогам экспедиции мы общались с руководителем и координатором проекта — Богданом […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »